CodeInside | Аутстаффинг :  в короткий срок подключим необходимых специалистов (Middle, Senior, Lead) или сформируем команду до 100 человек!

CodeInside | Аутстаффинг :  в короткий срок подключим необходимых специалистов (Middle, Senior, Lead) или сформируем команду до 100 человек!

Ведущие силы ИТС: СИЦ Минтранса России

Интервью с Дмитрием Горшковым, директором СИЦ Минтранса России, о ключевых проектах цифровизации транспортной отрасли, формировании единого цифрового ландшафта и внедрении передовых технологий для повышения эффективности транспортных систем России

Уже на протяжении двух лет на площадках нашей компании мы рассказываем о результатах работы в сфере Интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Так как сфера достаточно узкая и специфичная, мы решили познакомить вас с теми, кто является движущей силой ИТС, а также направлением их «движения».
Сегодня мы познакомимся с Дмитрием Алексеевичем Горшковым — директором ситуационного центра Министерства транспорта Российской Федерации (СИЦ Минтранса).


Об учреждении

«Ситуационно-информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации» («СИЦ Минтранса России») — федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственная структура Минтранса России.

Основным направлением работы ФГБУ «СИЦ Минтранса России» является обеспечение цифрового управления различными транспортными системами и видами транспорта, создание и обеспечение работы единого информационного пространства данных различных цифровых систем транспортного комплекса, а также мониторинг реализации федеральных и национальных проектов и единой государственной Транспортной стратегии, принятой согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.

На сегодняшний день ФГБУ «СИЦ Минтранса России» имеет широкий спектр задач в области цифровой трансформации и информационно-аналитического сопровождения транспортной отрасли России, включая:

              1. Фабрику IT-проектов:

  • исполнение функции интегратора цифровых проектов Минтранса России;
  • формирование единого цифрового ландшафта транспортной отрасли;
  • эксплуатация действующих цифровых систем транспортной отрасли.

    2. Фабрику отраслевых данных:

  • сбор и консолидация данных транспортной отрасли;
  • аналитика по отраслям транспорта;
  • создание инструментов управления транспортной отраслью на основе данных.

    3. Центр развития цифровых компетенций транспорта в регионах:
  • выявление, консолидация и организация распространения лучших цифровых практик на транспорте;
  • преодоление цифрового неравенства регионов;
  • методическое сопровождение регионов в рамках цифровизации транспорта.

    4. Информационное освещение и сопровождение:

  • формирование единого информационного пространства транспортной отрасли;
  • информирование граждан и бизнеса о ходе развития и достижениях транспортной отрасли России;
  • информационное сопровождение регионов в рамках цифровизации транспорта.

Мы задали Дмитрию Алексеевичу несколько вопросов, которые помогут глубже узнать о деятельности учреждения.


Приоритетные цифровые проекты

CodeInside: Какие цифровые проекты сейчас находятся в приоритете для интеграции в отрасль?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Конечно, это Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). Эксперимент по созданию НЦТЛП стартовал 1 августа 2024 года и представляет собой важный шаг к модернизации и оптимизации грузоперевозок в России. Основными задачами эксперимента являются снижение административных барьеров, ускорение обработки данных и повышение прозрачности логистических операций. Ожидается, что внедрение технологии «единого окна» позволит значительно упростить процессы получения разрешительных и товаросопроводительных документов, что, в свою очередь, сократит время и затраты бизнеса на выполнение этих процедур. 

В конечном итоге, успешное внедрение Национальной цифровой транспортно-логистической платформы создаст основу для нового уровня взаимодействия между государством и бизнесом, обеспечив более высокий уровень сервисов и услуг. Это позитивно скажется на конкурентоспособности российской экономики на международном рынке и станет важным шагом на пути к цифровой трансформации логистики и транспортной отрасли в стране.

В приоритете создание таких государственных информационных систем (ГИС) как  ГИС «Транспортно-экономический баланс» и цифровой платформы для мониторинга осуществления пассажирских перевозок. Над ними мы сейчас активно работаем.


Критерии отбора проектов

CodeInside: По каким критериям производится отбор проектов для реализации?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Мы понимаем, что основным инструментом достижения национальных целей являются нацпроекты. Отбор проектов и формирование национальных проектов является сложным и многогранным процессом, требующим всестороннего анализа и планирования. Главная логика, по которой происходят эти процессы, основана на комплексном учете социальных, экономических и экологических факторов. Таким образом, проекты формируются с учетом не только текущих потребностей, но и рассчитаны на перспективу.


Формирование единого цифрового ландшафта

CodeInside: Каким образом производится формирование единого цифрового ландшафта транспортной отрасли и борьба с «зоопарком решений»?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Процесс формирования доменного подхода при создании информационных систем начался еще в прошлом году. Методологи Минцифры России разработали стандарты для формирования доменов.

Мы исследуем все жизненные ситуации наших потенциальных клиентов. Рассматриваются многочисленные аспекты жизни каждого и вырабатываются общие подходы к необходимым действиям. Затем проводится аудит всех государственных информационных систем, существующих в ландшафте Минтранса России, представляя собой ценный резерв решений. В рамках проектирования домена «Транспорт» намечено развитие каждой из этих систем и их преобразование в сервисы. Сервис представляет собой совокупность, включающую как системы Минтранса России, так и те, что находятся за его пределами.

Например, ФГИС «Такси»: мы сделали не просто систему, но совместно с Минцифры России реализовали сервис организации общественного транспорта и такси. Теперь уполномоченные органы регионов России обрабатывают заявления, поступающие через Портал Госуслуг в системе Минцифры России, а результаты этой отработки попадают сразу во ФГИС «Такси» Минтранса России. Таким образом, граждане и бизнес получают не просто государственную услугу, а попадают в небольшую экосистему, которая сопровождает выдаваемые разрешения на протяжении всего жизненного цикла.

Доменный подход позволяет объединить объекты целевого видения на основе различных решений и постепенно внедрить заложенные принципы.

Таким образом, доменный подход стал на текущем этапе важной составляющей в эволюции информационных систем, открыв новые возможности для их развития и повышения эффективности. Введение этого подхода уже принесло ощутимые преимущества и продолжает оказывать положительное влияние на борьбу, в том числе и с большим количеством разноплановых решений.


Этапы реализации и сроки

CodeInside: На каком этапе сейчас происходит формирование и в какие сроки планируется завершить процедуру?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Мы ожидаем ответ от Правительства по разработанным материалам. После согласования мы перейдем к следующему этапу – этапу реализации. Уже есть соответствующие решения о создании информационных систем, и мы активно работаем в этом направлении.

Создание и развитие информационных систем в транспорте — ключевая задача нашей организации. Взаимодействие с Правительством и профильными ведомствами помогает находить оптимальные пути для достижения поставленных целей.

Мы учитываем накопленный опыт и лучшие практики, что позволяет строить прочный фундамент для будущих инновационных решений. Наша стратегическая цель — создать надежную и модернизированную информационную инфраструктуру, поддерживающую развитие транспортной отрасли России в долгосрочной перспективе.


Переход регионов на цифровые решения

CodeInside: Планируется ли обязательный перевод регионов от текущих цифровых решений к отобранным СИЦ Минтранса?

Дмитрий Алексеевич Горшков: В первую очередь, конечно, это вопрос нормативной базы. На примере ФГИС «Такси», к которому мы вынуждены были обращаться некоторое время назад, мы поняли, что подход с типовыми решениями, адаптированными под потребности конкретного региона, является наиболее правильным. Государство вкладывает средства в создание системы единожды, и в дальнейшем, с небольшими доработками, решения могут быть использованы в различных субъектах. Мы активно продвигаем эту тему. Такой подход применяется и другими ведомствами. На недавно прошедшем в Калуге форуме «Цифровая эволюция-2024» это было продемонстрировано не один раз.

Обязательный переход регионов на разрабатываемые решения не является компетенцией ФГБУ «СИЦ Минтранса России», но мы очень хотели бы, чтобы эти решения внедрялись, как можно чаще. Разрабатывая единый софт, мы уже работаем в унисон с заинтересованными регионами. У нас есть очень активные регионы, со своими собственными инициативами, и мы помогаем структурировать все процессы, использовать накопленный опыт для дальнейшей работы


Инструменты управления на основе данных

CodeInside: На каком этапе сейчас происходит создание инструментов управления транспортной отраслью на основе данных? Создания каких инструментов в приоритете?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Мы опираемся на текущий уровень цифровой зрелости обладателей информации и те инструменты, которые есть в нашем распоряжении. Это может быть и интерфейс пользователя, и механизм загрузки данных из архива, который, например, годами велся кем-то в простом экселе.

Нам зачастую важно получить информацию не только по текущему моменту времени, но и за предыдущие периоды. Информация, собранная накопленным итогом может стать основой для принятия важных решений в дальнейшем, показать вектор развития.


Решение задач цифровизации

CodeInside: Каким образом СИЦ Минтранса решает эти задачи?

Дмитрий Алексеевич Горшков: Решение подобных задач начинается с глубокого анализа проблем на местах. Это позволяет разрабатывать определенные стратегии для каждого субъекта. Мы стремимся реализовать эффективные решения, выбираем наиболее успешные примеры и предлагаем их регионам для адаптации и применения.

Компетенции ФГБУ «СИЦ Минтранса России» в сфере аналитики и цифровой подготовки позволяют давать конкретные рекомендации регионами в зависимости от результатов анализа. Мы начинаем с просвещения: у вас есть вот такие проблемы — и вот возможные решения. Далее мы разбираем конкретные прикладные кейсы совместно с субъектами, адаптируя то, что уже было создано, к региональным нуждам. Например, преодоление цифрового неравенства актуально для регионов с ограниченными финансовыми ресурсами. В таких случаях мы стараемся переиспользовать существующие наработки.

Например, Минтранс России через ФГБУ «СИЦ Минтранса России» распространяет технологию безбарьерной оплаты проезда. За последние полгода мы передали эту технологию десятку субъектов. Это значит, что в этих регионах не будет нужно тратить деньги на то, чтобы ее разрабатывать. Бери готовое решение — и внедряй. Это не только снижает расходы, но и помогает бороться с цифровым неравенством.

Методические консультации мы проводим постоянно: находимся в контакте с региональными Минтрансами, с Минцифры России и другими органами исполнительной власти всех уровней, обсуждая возникающие проблемы и совместно находя пути их решения.


МЫ
НА СВЯЗИ

для СМИ и партнеров

pr@codeinside.ru